|
Мишне
Тора
Законы о нравах
Рамбам (рабби Мойше бен Маймон) - Маймонид Перевод с древнееврейского: Иеуда Верник
основан на классическом комментарии «Рамбам ЛаАм»
Глава
третья
1. Человек может сказать: «Если зависть, сладострастие, честолюбие и
тому подобное являются плохим путем и сживают человека со света – отделюсь
от них максимально и отдалюсь к противоположной крайности». И не будет
он есть мясо, пить вино, жениться, жить в красивой квартире, одеваться
в красивые одежды, а будет одеваться в мешковину и в грубую шерсть и тому
подобное, как, например, служители идолопоклоннических культов – также
и это плохой путь, и запрещено по нему идти. А идущий по этому пути называется
грешником, ибо про назира сказано: «И искупит своё преступление перед
душой» (Бамидбар 6-11). Сказали мудрецы: «И если назиру, который всего
лишь дал обет не пить вино, всё-же требуется искупление, то человеку,
воздерживающемуся от многих вещей, тем более требуется искупление!» (Таанит
11.). Поэтому постановили мудрецы, что человеку следует воздерживаться
только от вещей, запрещенных Торой, и не должен он создавать себе дополнительные
запреты, давая обеты и клятвы. Так сказали мудрецы: «Не достаточно тебе
того, что запретила Тора, так ты находишь себе новые запреты?!» (Йерушалми,
Недарим 89-1). В эту категорию входят люди, которые постоянно постятся
[не едят и не пьют с утра до вечера или полные сутки], они идут не по
хорошему пути. И мудрецы запретили, чтобы человек сам себя изнурял постами.
Об этом и подобном этому постановил Шломо и сказал: «Не будь слишком праведным
и не мудрствуй: зачем тебе быть удрученным?» (Коѓелет 7-16).
2. Должен человек направить свой разум и все свои поступки только на
то, чтобы знать Б-га, благословен Он. И всё что он будет делать – ложиться,
вставать, говорить – всё должно быть для достижения этой цели. Каким образом?
Когда будет человек торговать или заниматься ремеслом, чтобы заработать,
- не должен он стремиться только к накопительству, но должен он делать
всё это для того, чтобы приобрести необходимые для тела вещи: еду, питье,
дом, а также чтобы получить возможность жениться. А когда будет он есть
и пить, и во время близости с женой – не будет он сосредоточен лишь на
получении удовольствия до такой степени, что окажется, что ест и пьет
он только то, что ему нравится, а близость с женой у него только для удовольствия.
Напротив – должен он иметь в виду, когда ест и пьет, что делает это только
для того, чтобы оздоровить тело и органы. Поэтому не следует человеку
есть все, что ему нравится, подобно собаке или ослу, но должен он есть
вещи, полезные для тела – сладкие и горькие. И не следует человеку есть
вещи, вредные для тела, даже если они ему нравятся. Каким образом? Тому,
у кого горячая плоть, не следует есть мясо и мёд, а также не следует пить
вино, как пояснил Шломо: «Есть мёду много нехорошо.» (Мишлей 25-27). Тот,
кто пьёт цикорий, несмотря на его горечь, фактически, ест и пьёт только
для лечебных целей, чтобы быть здоровым и целым; ибо человеку невозможно
прожить без еды и питья. Таким же образом, во время близости с женой,
его целью должно быть оздоровление тела и продолжение рода. Поэтому не
следует человеку иметь близость с женой всякий раз, когда ему захочется,
но только тогда, когда он знает, что ему необходимо вывести семя для оздоровления
или для продолжения рода.
3. Человек, ведущий здоровый образ жизни только с целью того, чтобы его
тело и органы были целы, а также, чтобы были у него сыновья, которые будут
выполнять его работу и прислуживать ему – такой человек идет не по хорошему
пути. Но должен он стараться, чтобы тело его было целым и крепким для
того, чтобы душа его смогла знать Б-га. Ибо невозможно понять и уразуметь
мудрые вещи, будучи голодным и больным или если болит один из органов.
И должен человек стараться, чтобы был у него сын – возможно, станет он
мудрецом и великим в Израиле. Получается, что тот, кто идет этим путем
всю жизнь - служит Б-гу постоянно, даже когда он занят торговлей и даже
во время близости с женой, ибо его основная цель – приобрести всё необходимое
для тела, чтобы служить Б-гу. И даже во время сна, если спит он для того,
чтобы отдохнуло его сознание и чтобы отдохнуло тело, для того, чтобы не
заболеть и не лишиться возможности служить Б-гу – получается, что сон
его тоже является служением Б-гу, благословен Он. На эту тему постановили
мудрецы, говоря: «Да будут все дела твои во имя Небес.» (Авот 2-12). Об
этом же сказал Шломо, в своей мудрости: «Во всех путях твоих познавай
Его, и Он выпрямит стези твои.» (Мишлей 3-6).
Глава четвертая
Главная страница
| Подписаться на рассылку |
Стать спонсором | Ваши отзывы
|