Оппозиция

В своей книге «Мишне Тора» Рамбам не указывал источники принятия алахических решений. За это он подвергся большой критике. Одни говорили, что он не имел права ссылаться на алахические мнения без упоминания имен их авторов и без указания  источников, на которых они основаны. Другие боялись, что это заставит многих прекратить изучать первоначальные источники, а только изучать алахические заключения. Это прекратило бы глубокое изучение Торы в народе, и люди бы стали невежественными. Но время показало, что эти опасения были напрасными. Талмуд продолжал изучаться, и даже еще на более высоком уровне.

Эти дебаты становились очень острыми, вовлекая все больше знатоков Торы. Самые большие противники были также против другой работы Рамбама «Путеводитель заблудших».

Эта книга подставила Рамбама под град критики из-за того, что он иногда цитировал Аристотеля. Одни великие раввины были за него, другие – против. Среди самых сильных оппонентов был раби Меир аЛеви Абулафиа – автор «Руки победителя» и раби Авраам Бен Давид из Пасквиреса, чьи критические замечания в наше время печатаются в изданиях «Мишне Тора».

После смерти Рамбама в 1204 году в возрасте 70 лет его оппозиция стала еще более явной, страстной и трагической. Некоторые авторитеты стали накладывать раввинский херем – объявлять бойкот тем, кто изучал «Путеводитель заблудших». Конечно, это не помогло, а только добавило масла в огонь. Как обычно в таких случаях, люди меньших достоинств, но большого рвения стали участвовать в раздорах. Они донесли на труды Рамбама христианским монахам. Монахи Доминиканцы конфисковывали теперь все книги Рамбама и сжигали их в Мордпилиасе в 1234 году. Восемью годами позже французские монахи последовали их примеру и сожгли все найденные книги Рамбама на площади в Париже.

Раз уж христианские фанатики начали жечь одни еврейские книги – они быстро вошли во вкус, и всего через сорок дней в костер «священного огня» полетели и другие древнейшие и ценные рукописи, включая Талмуд и ранних комментаторов. Это произошло на той же площади Парижа, где еще совсем недавно горели книги великого Рамбама. Таким образом, во всей Франции не осталось ни одной копии Талмуда.

Первым опомнился двоюродный брат Рамба
на, великий раби Йона, автор многих книг и в т.ч. книги «Врата раскаяния». Он осознал всю глубину своей ошибки, когда он был одним из обвинителей Рамбама. Он полностью раскаялся и решил обходить все города, чтобы лично опровергнуть все свои нападки на его труды. Он заходил в каждую синагогу и объявлял: «Я согрешил против Б-га Израиля и против раби Моше Бен Маймона...».


Главная страница | Подписаться на рассылку | Стать спонсором | Ваши отзывы



Rambler's Top100Rambler's Top100