|
Мишне
Тора
Законы основ Торы
Рамбам
(рабби Мойше бен Маймон) - Маймонид
Глава
десятая
1. Любой пророк, который появится у нас, и скажет, что Б-г послал его,–
не должен он совершить чудо, подобное чудесам, совершенным Мойше Рабейну
или чудесам, совершенным Элияѓу и Элишей, ибо есть в чудесах их изменение
естественного хода вещей. Его же чудо может заключатся в том, что он
предскажет, что случится в будущем, и это в точности исполнится, как
сказано: «А если скажешь в сердце своем: «Как узнаем мы слово, которого
не говорил Б-г?» [То, что говорить будет пророк от имени Б-га, но не
сбудется слово то и не настанет,– то это слово, которого не говорил
Б-г, злонамеренно говорил его пророк, не бойся его!]» (Дварим 18-21,22).
Поэтому, если появится человек, достойный пророчествовать, будучи посланником
Б-га, и не будет пытаться добавить [к Торе] или убавить [от Торы], но
будет стараться служить Б-гу, исполняя заповеди Торы,– такому человеку
не говорят: «Рассеки перед нами море!» или «Оживи мертвого!» и тому
подобное, «И только после этого поверим в тебя!». Но говорят ему: «Если
ты пророк, скажи, что произойдет в будущем!». Он предсказывает будущее,
а мы ждем и наблюдаем: сбудутся его слова или нет. И даже если одна
малая деталь из его пророчества не сбылась, то знаем мы, что этот человек
– лжепророк. Но если сбудутся все его слова, то будет он в наших глазах
пророком достоверным.
2. И проверяют его много раз. Если все его слова подтвердятся, значит
он – пророк истинный, как сказано о Шмуэле: «И узнал весь Израиль, от
Дана до Беэйр Шевы, что Шмуэль достоверный пророк Б-га» (Шмуэль 1, 3-20).
3. А разве гадатели и чародеи не предсказывают будущее? И в чем же
состоит разница между ними и пророком? В том, что их предсказания отчасти
сбываются, а отчасти не сбываются, как сказано по этому вопросу: «Пусть
же предстанут и спасут тебя наблюдатели небес, созерцатели звезд, предвещающие
по месяцам из того, что произойдет с тобой.» (Йешайа 47-13). Написано
«из того, что произойдет», но не «всё, что произойдет». [Значит, гадатели
и чародеи не могут предсказать всё в точности.] И возможно, что никакие
их предсказания не сбудутся, ибо все они будут ошибочны, как сказано
по этому вопросу: «[Так сказал Г-сподь, Избавитель твой и Творец твой
от утробы матери: «Я – Г-сподь, который создал всё, распростер небеса
Я Один, разостлал землю Сам;] Который расстраивает знамения обманщиков
и насмехается над чародеями» (Йешайа 44-25). Но у пророка все слова
сбываются, как сказано: «Не падет на землю ничего из слов Г-сподних»
(Млахим 2, 10-10), а также сказано: «Пророк, который видел сон, пусть
и рассказывает сон, а тот, в ком слово Мое, пусть говорит слово Мое
правдиво. Что общего у соломы с чистым зерном? – сказал Г-сподь.» (Йирмея
23-28). То есть, слова чародеев и сны [их] подобны соломе с небольшой
примесью зерна, а слово Б-га подобно чистому зерну без малейшей примеси
соломы. И об этом обещало писание: те слова, которые сообщают народам
гадатели и чародеи, обманывают их. Пророк же сообщит вам слова истины,
и не нуждаетесь вы в гадателе, чародее и тому подобном, как сказано:
«Да не найдется у тебя никого, кто проводил бы сына и дочь свою через
огонь [, чародея, волхва, гадателя и колдуна]...Ибо те народы [, которых
ты изгоняешь, гадателей и чародеев слушают, а тебе не то дал Б-г, Вс-сильный
твой.] Пророка из среды твоей, из братьев твоих [, подобному мне (Мойше),
поставит тебе Б-г, Вс-сильный твой. Его слушайтесь.]» (Дварим 18-10,14,15).
Отсюда мы знаем, что пророк нужен нам только для того, чтобы предсказывать
будущее: изобилие и голод, войну и мир и тому подобное. И даже потребности
отдельного человека сообщает пророк ему, как Шаулю, который пошел к
пророку, чтобы тот сообщил ему, где находится его пропажа. Эти и тому
подобные вещи должен говорить пророк, а не создавать новую религию или
добавлять или упразднять заповеди Торы.
4. Если пророк предвещает бедствия, например, если он скажет: «Такой-то
человек должен умереть» или «В таком-то году будет голод или война»
и тому подобное – если его слова не сбылись, то это не означает, что
пророк этот ненастоящий. И не говорят: «Вот, он говорил – и не сбылось!»,
ибо Святой Благословенный долготерпеливый, многомилостивый и незлопамятный.
И возможно, что люди раскаялись, и прощено было им, подобно жителям
города Нинве, или отложено для них наказание, как [оно было отложено
для] Хизкияѓу. Но если пообещал пророк доброе, и сказал, что будет так
и так, но не сбылось это доброе – знаем мы определенно, что он лжепророк.
Ибо любое добро, которое предрешил Б-г, даже на каком-либо условии,
является неизбежным. Отсюда мы знаем, что пророка можно проверить только
лишь на пророчествах о добрых событиях. Об этом сказал Йирмеяѓу в своем
ответе Ханании сыну Азура, когда Йирмеяѓу предвещал плохое, а Ханания
предвещал хорошее, сказал Йирмеяѓу ему: «Если мои слова не сбудутся,
то это не означает, что я – лжепророк, но если твои слова не сбудутся
– будет точно известно, что ты – лжепророк». Как сказано: «Однако выслушай
слово это, которое скажу я в слух твой и в слух всего народа. Пророки,
бывшие задолго до меня и до тебя, пророчествовали многим странам и великим
царствам войну и бедствие и мор; Пророка же, что пророчествует о мире,
(лишь) при исполнении пророчества его станет известно, что пророка этого
действительно послал Г-сподь.» (Йирмеяѓу 28 – 7,8,9).
5. Пророк, о котором есть свидетельство другого [проверенного] пророка,
что это пророк, такой человек становится тоже общеизвестным прорком.
И не нужно проводить расследование слов свидетеля. Ведь Мойше Рабейну
свидетельствовал о Йеошуа [, что он пророк], и поверили в него все евреи
еще до того, как тот совершил чудо. Это же относится ко всем поколениям:
пророк, пророчества которого сбывались раз за разом; или если свидетельсвовал
о нем [проверенный] пророк и ходил он путями пророчества – запрещено
подозревать его в лжепророчестве. И запрещено испытывать его чрезмерно,
и да не будем мы искушающими никогда, как сказано: «Не искушайте Б-га,
Вс-сильного вашего, как искушали вы (Его) в Масе.» (Дварим 6-16). Тогда
говорили евреи: «Есть ли Б-г среди нас или нет?» (Шмот 17-7). Но как
только станет достоверно известно, что это пророк, должны они верить
и знать, что есть Б-г в среде их, и не должны они подозревать его более,
как сказано на эту тему: «и узнают, что был среди них пророк.» (Йехезкель
2-5).
Законы о нравах
Главная страница
| Подписаться на рассылку |
Стать спонсором | Ваши отзывы
|