Мишне Тора
Законы основ Торы

Рамбам (рабби Мойше бен Маймон) - Маймонид

Глава вторая

1. Этот Б-г важный и грозный – существует заповедь любить Его и бояться Его. Как сказано: «И возлюби Б-га Вс-сильного твоего» (Дварим 6-4). И сказано: «Б-га Вс-сильного твоего бойся» (Дварим 6-13).

2. И каким образом нужно любить Его и бояться Его? Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости – немедленно он полюбит Его и будет восхвалять и прославлять и воспылает страстным желанием знать Его великое имя. Как сказал Давид: «Жаждет душа моя Вс-сильного, Вс-сильного [Б-га] живого» (Теѓилим 42-3). И когда поразмыслит обо всём этом человек – сразу он будет потрясен и убоится и ужаснется от мысли, что сам он – малое и низкое творение стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: «Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих <...> что есть человек, что Ты помнишь его?» (Теѓилим 8-4,5). В соответствии с этим я и объясняю великие законы деяний Властелина Миров, чтобы они стали для понимающего человека началом любви к Б-гу. Как сказали мудрецы о любви: «Посредством этого [изучения Закона] ты узнаёшь Того, Кто сказал – и возник мир» (Сифри, Ваетханан).

3. Всё, что создал Святой Благословенный в своём мире, подразделено на три части: творения, состоящие из материи и духовной формы, которые появляются и распадаются постоянно (например, тело человека или животного, растения и металлы); творения, состоящие из материи и духовной формы, но которые не изменяются как первые, но только форма их всегда постоянна в материи, и они не изменяются как первые (например, сферы и звёзды на них). Материя же их не похожа на другие виды материи, а форма не похожа на другие виды форм; творения, состоящие только из духовной формы, без материи,– это ангелы. Ибо ангелы не имеют материального тела, но только духовные формы, отличные друг от друга.

4. Почему же говорят пророки, что видели огненного ангела с крыльями? Всё это – в пророческом видении и в форме загадки, чтобы сообщить, что он бестелесен и не имеет веса, как имеют вес любые тяжелые предметы. Как сказано: «Ибо Б-г, Вс-сильный твой,– огонь пожирающий»(Дварим 4-24). Огонь – это лишь образное сравнение. И как сказано: «Делает Он ветры своими посланниками.» (Теѓилим 104-4).

5. Чем же отличаются эти духовные формы друг от друга, ведь у них нет тела? Различие их сущностное: они находятся одна под другой, причем более низкая черпает силы в той, что над ней; и все они существуют благодаря силе Святого Благословенного и по доброте Его. Об этом намекал Шломо, в своей мудрости: «Ибо над высокими наблюдают высшие.» (Коѓэлет 5-7).

6. В том, что мы сказали: «одина под другой», не подразумевается пространственная высота, как у человека, сидящего над другим. Но это подобно тому, когда о двух мудрецах говорят, что один из них больше другого в мудрости, ибо уровень его выше. А также говорят, что причина выше следствия.

7. Имена ангелов зависят от их ступени. Поэтому они называются так: Святые Хайот,– самые высшие, Офаним, Эръэлим, Хашмалим, Срафим, Малахим, Эло-ѓим, Бней Элим, Крувим и Ишим. Все эти десять имен соответствуют десяти уровням ангелов. И самый высокий уровень, выше которого только Сам Б-г Благословенный – это уровень формы под названием Хайот. Поэтому говорится в пророчестве, что они – у трона Славы Его. А десятый уровень – это уровень формы под названием Ишим. Именно эти ангелы говорят с пророками и являются им в пророческих видениях. Поэтому они называются Ишим [люди], ибо их уровень близок к уровню разума человека.

8. И все эти духовные формы живут и знают Творца знанием великим, каждая форма – в соответствии со своим уровнем, но не соразмерно с Его величием. Даже [форма] самого первого уровня не может до конца постичь Творца – разума её не хватает, чтобы постичь и знать. Но она, всё-же, постигает и знает больше, чем более низкая форма. И так – все уровни вплоть до формы десятого уровня, которая, всё же, знает Творца таким знанием, которого люди, состоящие из тела и духовной формы, не могут достичь. И все они [ангелы] не знают Творца так, как Он сам себя знает.

9. Все сущее, кроме самого Творца, от самой первой духовной формы и до малого комара в толще земли – всё существует благодаря Его истинной сущности. И так как Он знает сам себя , а также свое величие, великолепие и истинную сущность – Он знает всё, и ничто не скрыто от Него.

10. Святой Благословенный знает свою истинную сущность такой, какая она есть, но не знанием, которое вне Его, как у людей, ибо мы и наше знание – не единое целое. Но Творец, да будет Он благословляем,– Он и Его знание и Его жизнь – едины во всех аспектах, всеми видами единства. Ибо если бы Он жил в обычном понимании и знание было бы вне Его, то было бы множество Б-гов: Он, Его жизнь и Его знание. Но это не так, ведь Он один во всех аспектах и един всеми видами единства. Следовательно, можно сказать, что Он – Знающий, Он – Предмет Знания и Он – само Знание. Всё это – одно. И уста не могут это высказать, ухо не может это выслушать, а сердце человека не может понять этого до конца. Поэтому сказано: «Жизнью фараона клянусь» (Берешит 42-15), «Душой твоей клянусь» (Шмуэль 1 25-26). Но не сказано: «Жизнью Б-га клянусь», а сказано: «Жив Б-г» (там же). Ибо Творец и Его жизнь – не две разные вещи, как у живых существ или как у ангелов. Поэтому Он знает творения не знанием творений, как мы их знаем, но Он их знает, зная Самого Себя. А так как Он знает Себя – Он знает всё, потому что всё существует благодаря Ему.

11. Всё, что мы сказали на эту тему в двух предыдущих параграфах – как капля в море из того, что нужно сказать об этом. И объяснение всех принципов, изложенных в этих двух параграфах, называется «Видение Колесницы» (Йехезкель 1).

12. Постановили мудрецы древности ,чтобы обучать всему этому только одного человека, который должен быть мудрецом и понимать по своему разумению. А после этого передают ему основные идеи и сообщают ему ничтожную часть информации, а он понимает это по своему разумению и знает предел этого и глубину (Хагига 11:). Вещи же эти глубоки необычайно, и не всякий разум способен вместить их. О них образно сказал Шломо, в своей мудрости, «Будут овцы [квасим] для одежды твоей» (Мишлей 27-26). Так объясняют это мудрецы: «Будут тайны [кившон] мира для одежды твоей» (Хагига 13.). То есть, только для тебя и не толкуй их публично. И о них [тайнах] сказал: «Будут они принадлежать тебе одному, а не чужим вместе с тобою» (Мишлей 5-17). И о них сказал: «Мёд и молоко под языком твоим» (Песнь Песней 4-11). Так объясняли мудрецы древности: «Вещи [сладкие] как мёд и молоко будут под языком твоим [но не будут распространяться публично]» (Хагига 13.).


Глава третья

 


Главная страница | Подписаться на рассылку | Стать спонсором | Ваши отзывы




Rambler's Top100 Rambler's Top100