|
Мишне
Тора
Законы основ Торы
Рамбам
(рабби Мойше бен Маймон) - Маймонид
Глава шестая
1. Всякий, кто уничтожает
любое из святых и чистых имен, которыми называется Святой Благословенный,
подвергается наказанию плетьми на основании написанного в Торе. Как сказано
о культе поклонения звёздам: «И уничтожите вы их имя с того места, не
делайте так Б-гу, Вс-сильному вашему» (Дварим 12 –3,4).
2. И вот семь имен этих: имя, которое пишется буквами Йуд, Ѓэй, Вав,
Ѓэй [и не произносится] – это Б-жье имя, его также пишут Адо-най, а
также Э-ль, Эл-оѓа, Эло-ѓим, Э-ѓйе, Ша-дай, Цва-от. Всякий, кто сотрёт
даже одну букву из этих имён, подвергается наказанию плетьми.
3. Всё, что примыкает к Имени спереди, можно стирать [имеются в виду
предлоги, которые на святом языке пишутся слитно со словом]. Например,
буква Ламед, если написано «Для Б-га», или буква Бейт, если написано
«Во Вс-сильном», и тому подобное – эти буквы не имеют святости самих
Имён. А всё, что примыкает к Имени сзади, например, местоименные суффиксы
в словах «Вс-сильный ваш» [которые также пишутся слитно со словом] и
тому подобное – нельзя стирать, ибо они приравниваются к другим буквам
Имени, так как Имя освятило их. И несмотря на то, что эти буквы освятились,
и запрещено их стирать,– стирающего их не наказывают плетьми по словам
Торы, а по словам мудрецов.
4. Если написал человек буквы Алеф, Ламед из имени Эло-ѓим или Йуд,
Эй из Б-жьего Имени – уже нельзя их стирать. И само собой разумеется,
что если написал Йуд, Ѓэй, то это составляет отдельное Имя, которое
является частью Б-жьего Имени. Но если написал Шин, Далет из слова Ша-дай
или Цади, Бейт из слова Цва-от – то эти буквы можно стирать.
5. Другие названия, которыми восхваляют Святого Благословенного, например,
Милосердный и Милостивый, Великий, Могучий, Грозный, Верный, Ревнитель,
Сильный, и тому подобное – они как обычные святые слова, и поэтому их
можно стирать.
6. Если на каком-либо предмете было написано Имя – нужно вырезать то
место, на котором оно написано, и захоронить его. И даже если было выгравировано
на металлическом сосуде или на стеклянном сосуде и кто-то расплавил
его, то он подвергается наказанию плетьми, если предварительно не вырезал
это место и не захоронил его. А также если Имя было написано у кого-то
на теле – нельзя мыть или натирать это место и нельзя находиться ему
в нечистом месте. И если ему требуется выполнить заповедь погружения
в микву – должен обвязаться тростником и окунуться. Если не нашел тростник
– обматывается своей одеждой, но не плотно, чтобы она не препятствовала
проникновению воды. Ибо сказано ему обвязываться из-за запрета обнажения
перед Именем.
7. Тот, кто разрушает даже один камень из жертвенника Иерусалимского
Храма, не намереваясь отстроить его, или разрушает внутреннее помещение
или любую постройку во дворе – подвергается наказанию плетьми, как сказано
о культах идолопоклонников: «И разбейте жертвенники их» (Дварим 12-3).
А также написано: «Не делайте подобного для Б-га, Вс-сильного вашего»
(Дварим 12-4). Таким же образом тот, кто сжигает деревья, предназначенные
для Иерусалимского Храма, с целью их уничтожения, подвергается наказанию
плетьми, как сказано: «И священные деревья их сожгите огнём» (Дварим
12-3). А также написано: «Не делайте подобного для Б-га, Вс-сильного
вашего» (Дварим 12-4).
8. Все священные писания и их комментарии и переводы запрещено сжигать
или уничтожать рукой [то есть непосредственно и преднамеренно]. Того,
кто уничтожает их рукой, подвергают наказанию плетьми по постановлению
мудрецов. В каком случае сказаное имеет силу? Если священные писания
написал еврей в святости. Но если еврей-вероотступник написал свиток
Торы – сжигают этот свиток со всеми упоминаниями Имени, ибо он не верит
в святость Имени и не написал его ради святости Имени, а воображает
себе, будто он пишет обыкновенные вещи. Поскольку он рассуждает таким
образом – не освятилось Имя, и есть заповедь сжечь этот свиток, чтобы
не оставлять Имя на произвол вероотступников. Но если идолопоклонник
написал Имя – его нужно захоронить. Подобно этому, священные Писания,
которые истрепались или были написаны идолопоклонником, нужно захоронить.
9. Все Имена, упомянутые в Торе в связи с Авраамом, святы. Даже там,
где сказано: «Господин мой! Если я нашел милость [в глазах твоих, не
пройди мимо раба твоего]»(Берешит 18-3) [Рамбам склоняется ко мнению,
что Авраам обращается не к одному из гостей-ангелов, а ко Вс-вышнему
с просьбой подождать, пока он будет встречать гостей]. Все Имена, упомянутые
в Торе в связи с Лотом, не святы, кроме: «И сказал Лот им (ангелам):
«Пожалуйста, да не будет так! Господин мой, вот, нашел раб твой благоволение
в глазах твоих, и велика милость, которую Ты сделал со мною, пощадив
жизнь мою» (Берешит 19-18,19)[Первая часть обращения Лота направлена
к ангелам, которые пришли его спасти, а вторая – ко Все-вышнему]. Все
Имена, упомянутые в связи с Гиват Биньямин (Книга Судей, глава 2), святы.
Все Имена, упомянутые в связи с Михой (Книга Судей, главы 17-18), не
святы. Все Имена, упомянутые в связи с Навотом (Книга Царей 1, глава
21), святы. Все Имена «Шломо», упомянутые в Песни Песней, святы [дословный
перевод – «мир Его»], поэтому они приравниваются по святости к другим
Его названиям, кроме: «Эта тысяча – тебе, Шломо» (Песнь Песней 8-12).
Любое слово «малхайа» то есть «всякий царь», встречающееся в словах
Даниэля, не свято, кроме «Ты – царь (Навуходнецар), царь Всех Царей
(Малхайа)» (Даниэль 2, 37), которое здесь равно по святости другим Его
названиям.
Глава седьмая
Главная страница
| Подписаться на рассылку |
Стать спонсором | Ваши отзывы
|