Мишне Тора
Законы основ Торы

Рамбам (рабби Мойше бен Маймон) - Маймонид

Глава седьмая

1. Одна из основ веры – знать, что Вс-сильный наделяет пророческим даром людей. Но пророческий дар открывается только человеку очень мудрому, возвышенных душевных качеств, страсти которого никогда не овладевают им, но он сам овладевает страстями по своему желанию, постоянно. Он также должен обладать очень широкими и предельно точными. Человек, наполненный всеми этими качествами, с полностью здоровым телом, когда он зайдет в «Пардес» – будет увлечен содержанием этих вещей великих и удалённых от понимания простых людей, и будут у него правильные понятия, чтобы понять и постичь. И он постоянно освящает себя и отделяется от путей общества, идущего в потёмках времени, он постоянно стимулирует себя и приучается не думать о никчемных вещах [таких, как власть и мнимая слава], а также о суете времени и его уловках [погоня за мнимыми приобретениями]. Напротив – его разум всегда направлен наверх и привязан под Троном Славы, чтобы понять духовные формы, святые и чистые [которые окружают Трон Славы], и разум его всматривается в мудрость Святого Благословенного во всей её полноте – от самой высшей духовной формы [см. выше главу 2, п.7] до центра Земли. В результате он узнаёт Его величие и Дух Святости почиет на нем. В тот момент, когда почиёт на нём Дух Святости, смешивается душа его с уровнем ангелов Ишим [ – самая низшая ступень ангелов, близкая к разуму человека], и становится он другим человеком и понимает про себя, что он уже не такой, как был раньше, а возвысился над ступенью других мудрецов человеческих. Как сказано о Шауле: «[И снизойдёт на тебя Дух Гос-подень,] и ты будешь пророчествовать с ними и станешь иным человеком» (Шмуэль 1, 10-6).

2. Пророки могут быть разных уровней: так же, как один человек может быть более велик в мудрости, чем другой человек – точно так же один пророк может иметь более высокий уровень пророчества, чем другой пророк. У всех пророков пророческие видения бывают только ночью во сне или днём в глубокой дрёме, как сказано: «Я в видении открываюсь ему [пророку], во сне говорю с ним» (Бамидбар 12-6). Во время пророчества у пророков дрожат все части тела, их тело теряет силу, все их мысли перемешиваются, и, в результате, разум их освобождается, чтобы постичь увиденное, как сказано об Аврааме: «И вот ужас, мрак великий нападает на него» (Берейшит 15-12). И как сказано о Даниэле: «[А я остался один и видел это великое видение, и лишился я сил,] исказилось лицо моё, и обессилил я» (Даниэль 10-8).

3. Всё, что открывается пророку в пророческом видении, открывается в виде образов. И немедленно отпечатывается у него в сердце разгадка этого образа из пророческого видения, и постигает он это. Как, например, лестница, увиденная нашим праотцом Яковом, по которой ангелы спускались и поднимались,– этот образ представлял различные царства и порабощения, связанные с ними. И как животные, увиденные Йехезкелем, и кипящий котел, и палка из миндального дерева, увиденные Йермией, и свиток, увиденный Йехезкелем, и эйфа, увиденная Зхарьей. Это же относится и к другим пророкам. Некоторые пророки, как и упомянутые выше, передают образы и их разгадки, а некоторые передают лишь разгадки. А иногда они передают лишь образы без разгадок, как, например, часть речений Йехезкеля и Зхарьи. Но все они получают пророчества в форме образов и загадок.

4. Все пророки не пророчествуют, когда они захотят, а сосредотачиваются и пребывают в радости и хорошем настроении и уединяются. Ибо пророчество не осеняет грустных и ленивых, а только радостных и веселых. Поэтому сыны пророков – впереди них лира и бубен, и свирель и арфа, когда они желают получить пророчество. Об этом сказано: «И они стараются получить пророчество» (Шмуэль 1, 10-5). То есть, они идут по пути пророчества [стараются быть способными его получить] пока не получат его. Это похоже на то, как говорят, что такой-то человек старается стать великим [ – он идет к своей цели, но еще не достиг её].

5. Те, кто стремятся получить пророчество, называются сыновьями пророков. И не смотря на то, что они сосредотачиваются на этом, возможно, что Б-жественное Присутствие почиёт на них, а возможно, что и нет.

6. Всё, что мы сказали, относится к способу пророчествования всех пророков – первых и последних, кроме Мойше Рабейну (Моисея) – учителя всех пророков. В чем же состоит разница между пророчеством Мойше и пророчеством остальных пророков? В том, что все пророки получали пророчества во сне или в видении, а Мойше Рабейну пророчествовал наяву и стоя. Как сказано: «И когда входил Мойше в шатер откровения, чтобы говорил [Б-г] с ним, слышал он голос, беседующий с ним» (Бамидбар 7-89). Все пророки получали пророчества через ангела, поэтому они и видят всё в форме образов и загадок,– а Мойше Рабейну пророчествовал не через ангела. Как сказано, «Из уст в уста говорю Я с ним.» (Бамидбар 12-8). И сказано: «И говорил Б-г с Мойше лицом к лицу» (Шмот 33-11). И сказано: «И образ Б-га видит он» (Бамидбар 12-8). То есть, без намёков, иносказаний и загадок, а видит он [всё как оно есть] в совершенстве. Об этом свидетельсвует Тора: «И явно, а не загадками» (Бамидбар 12-8). Все пророки при получении пророчества пребывали в паническом страхе и оцепенении,– а Мойше Рабейну пророчествовал не так. О нем говорит Писание: «[И говорил Б-г с Мойше ...] как человек говорит со своим другом» (Шмот 33-11). То есть, так же, как человек не боится услышать слова своего друга, так у Мойше Рабейну была сила разума понять слова пророчества, и при этом остаться целым и невредимым. Все пророки не пророчествуют, когда они захотят, а Мойше Рабейну отличается от них тем, что в любой момент, по его желанию в него вселялся Дух Святости и дар пророчества почивал на нем. И не нужно ему было сосредотачиваться и ждать подходящего случая, потому что он всегда был сконцентрирован и постоянно готов принять пророчество, как ангелы-служители. Поэтому он мог пророчествовать в любое время, как сказано: «Постойте, а я послушаю, что повелит Б-г вам» (Бамидбар 9-8). Это и обещал ему Б-г, как сказано: «Иди и скажи им: «Возвратитесь в шатры свои!». А ты здесь останься со мною.» (Дварим 5, 27-28). Из этого мы учим, что все пророки после того, как пророческий дар покидает их, возвращаются в «свои шатры», то есть – к своим материальным потребностям. Все они, как и обычные люди, не отдаляются от своих жен. А Мойше Рабейну не вернулся к своему изначальному шатру, и поэтому он отдалился от своей жены навсегда, а также от всего материального. И привязался разум его к Создателю Миров, и не покидало его это величие никогда, и сияло лицо его, и освятился он, подобно ангелам.

7. Иногда пророчество относится только к пророку лично, чтобы расширить его разум и добавить к его знаниям понятия великие о том, чего он раньше не знал. Возможно также, что пророк будет послан к определенному народу или к жителям определенного города или государства, чтобы образумить их и указать, как правильно поступить или удержать их от плохих поступков. И когда посылают его, дают ему чудо или знамение, чтобы знали люди, что его действительно послал сам Б-г. И не каждого творящего чудо или знамение принимают за пророка, но только человека, о котором мы изначально знали, что он достоин пророчества по своей мудрости и по своим делам, в которых он превосходит всех своих сверстников, а также что он ходил путями пророчества святого и отделенного. И после этого такой человек приходит и делает знамение и говорит, что он послан Б-гом – есть заповедь слушать такого человека [если его пророчество не противоречит написанному в Торе], как сказано: «Его слушайте» (Дварим 18-15). И возможно, что такой человек сделает чудо или знамение, не являясь пророком – и чудо это неспроста – тем не менее, есть заповедь слушать его, ибо человек этот великий, мудрый и достойный пророчества, поэтому утверждают его в этом качестве. Ибо так заповедано нам, подобно тому, как заповедано нам выносить приговор на основании показаний двух кошерных свидетелей – не смотря на то, что они могли и соврать – ибо мы знаем их как честных людей, поэтому мы утверждаем их в данном качестве. Об этих и им подобных вещах сказано: «Сокрытое – Б-гу Вс-сильному нашему, а открытое – нам и сынам нашим.» (Дварим 29-28). И сказано: «Ибо человек видит глазами, а Б-г видит то, что в сердце.» (Шмуэль 1, 16-7).


Глава восьмая

 


Главная страница | Подписаться на рассылку | Стать спонсором | Ваши отзывы




Rambler's Top100 Rambler's Top100