|
Мишне
Тора
Законы основ Торы
Рамбам
(рабби Мойше бен Маймон) - Маймонид
Глава
девятая
1. Объяснено в Торе четко и ясно, что она [Тора] заповедана навсегда
и на вечные времена. И нельзя ее ни изменять, ни убавлять от нее, ни
прибавлять к ней, как сказано: «Все, что Я заповедую вам, строго исполняйте:
не прибавляй к этому ничего и ничего не убавляй от этого.» (Дварим 13-1),
и сказано: «А открытое – нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять
все слова Учения этого» (Дварим 29-28). Отсюда мы знаем, что всё, сказанное
в Торе, мы обязяны исполнять во веки веков. И сказано: «Это вечное установление
для всех поколений ваших» (Ваикра 23-14). И сказано: «Не на небесах
она [Тора]» (Дварим 30-12). Отсюда мы знаем, что отныне пророку не позволено
изменять что-либо в Торе [так как Тора уже была дана евреям на горе
Синай в полном виде, никакое откровение и никакое пророчество не может
изменить ее]. Поэтому, если появится человек из других народов или из
Израиля и сделает чудо или знамение, и скажет, что Б-г послал его добавить
одну заповедь или упразднить одну заповедь или истолковать любую заповедь
Торы толкованием, которого мы не слышали от Мойше, или если он скажет,
что заповеди даны Израилю не навечно и не на все поколения, а только
временно – такой человек является лжепророком, ибо он пытался отрицать
пророчество Мойше. Поэтому ему полагается смерть через удушение за то,
что он злонамеренно пытался говорить от имени Б-га, который ему этого
не велел. Ибо Он, благословенно Имя Его, повелел Мойше, что Тора дана
нам и детям нашим навеки, и не может человек от Б-га быть уличенным
во лжи.
2. Если так, то почему сказано в Торе: «Пророка поставлю Я им из среды
братьев их, подобно тебе, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить
[им все, что Я повелю ему.]»? (Дварим 18-18) Потому что задача пророка
не создавать новую религию, а утверждать написанное в Торе и предостерегать
народ от нарушений Торы, как сказал последний из пророков: «Помните
Тору Мойше, раба Моего» (Малахи 3-22). И если повелел пророк нам что-либо
разрешенное Торой, например, «идите к такому-то месту» или «не идите»,
«воюйте сегодня» или «не воюйте», «постройте стену эту» или «не стройте
ее» – мы обязаны слушаться его. А нарушающий слова пророка заслуживает
смерти пришедшей с Небес [– умирает раньше времени], как сказано: «А
человек, который не послушает слов моих, которые он [пророк] говорить
будет от Имени Моего, Я взыщу с него.» (Дварим 18-19).
3. Подобно этому, пророк, нарушающий свое собственное пророчество,
а также пророк, подавляющий свое пророчество [отказывающийся пророчествовать],–
заслуживает смерти пришедшей с Небес. И обо всех трех случаях [неповиновения]
сказано: «Я взыщу с него». А также если скажет нам пророк – о котором
мы точно знаем, что он пророк,– нарушить любую заповедь из Торы или
нарушить много заповедей строгих или нестрогих, но лишь временно,– мы
обязаны слушаться его. И так же мы учили у мудрецов древности, слова
которых дошли до нас благодаря устной традиции: «Во всем [слушаться].
Если скажет тебе пророк: «Нарушь слова Торы!», как Элияѓу на горе Кармель
– слушайся его во всем, кроме идолопоклонства». Это касается только
тех случаев, когда нарушить Тору нужно лишь временно, например, как
Элияѓу, который принес жертву Б-гу на горе Кармель, несмотря на то,
что только Иерусалим избран [предназначен] для этого, а приносящий жертву
вне Иерусалима заслуживает отсечения души. А так как Элияѓу был проверенным
пророком, все обязаны слушаться его. И о такой ситуации сказано: «Его
слушайтесь» (Дварим 18-15). И если бы спросили Элияѓу: «Как же мы можем
упразднить написанное в Торе: «[Остерегайся,] не приноси жертв всесожжения
твоих в любом месте [, которое увидишь. А только на месте, которое изберет
Б-г в одном из колен твоих ...]»? (Дварим 12-13). Он бы им ответил:
«Сказано только о приносящем жертвы вне Иерусалима постоянно, что он
заслуживает отсечения души. Я же принесу жертву только сегодня, по слову
Б-га, чтобы изобличить пророков Баала». Подобно этому, если повелели
все пророки нарушить [сказанное в Торе] временно, нужно слушаться их.
Но если они скажут, что сказанное в Торе упразднено навсегда – смерть
их от удушения, ибо Тора сказала: «нам и сынам нашим навечно» (Дварим
29-28).
4. И так же, если упразднил [пророк] любую вещь, полученную нами по
устной традиции, или сказал о каком-либо законе Торы, что Б-г повелел
ему, что закон теперь такой-то, в соответствии с мнением того-то, в
таком случае, это – лжепророк. Он должен быть удушен [по решению суда],
несмотря на чудо, которое он сделал, ибо он намеревался отрицать Тору,
где сказано: «Не на небесах она [Тора]» (Дварим 30-12). Но если [он
отменяет законы] временно – слушаются его во всем.
5. О чем здесь идет речь? Обо всех заповедях, кроме запрета идолопоклонства,
который не нарушают даже временно. И даже если сделал человек этот чудеса
и знамения великие и сказал, что Б-г повелел тебе через него служить
идолам только сегодня или только лишь в определенное время – это является
преступлением против Б-га, и об этом повелело Писание, говоря: «И появится
знамение и чудо <...> не слушай слов пророка этого <...>,
ибо говорил он преступное против Б-га, Вс-сильного вашего» (Дварим 13-3,4,5),
ибо он пытался отрицать пророчество Мойше. Таким образом, мы узнаем
со всей определенностью, что человек этот – лжепророк, и все, что он
сделал, является волшебством и колдовством. Он должен быть предан смерти
через удушение [по решению суда].
Глава десятая
Главная страница
| Подписаться на рассылку |
Стать спонсором | Ваши отзывы
|