|
Мишне
Тора
Законы основ Торы
Рамбам (рабби Мойше бен Маймон) - Маймонид Перевод с древнееврейского: Иеуда Верник
основан на классическом комментарии «Рамбам ЛаАм»
Введение
Законы основ Торы
состоят из десяти заповедей: шести позитивных и четырех негативных. И
вот они:
-
Знать, что Б-г существует.
-
Не думать, будто существует другое божество, кроме Б-га.
-
Утверждать Его единство и единственность.
-
Любить Его.
-
Бояться Его.
-
Освящать Его Имя.
-
Не осквернять Его Имени.
-
Не уничтожать вещи, на которых Его Имя.
-
Слушать пророка, говорящего от Его Имени.
-
Не испытывать Его.
В следующих главах эти заповеди объясняются.
Глава первая
1. Основа
основ и столп мудрости – знать, что есть Первичная Сущность, которая
является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах
и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности.
2. И если представить, что Его нет – ничто не могло бы существовать.
3. И если представить, что ничего, кроме Него, не существует,– Он один
будет существовать и не исчезнет, как все остальное. Ибо в Нем нуждается
все сущее, а Он, Благословенный, не нуждается ни в чем. Поэтому Его
истинность отлична от истинности всего.
4. Об этом сказал пророк: «И Г-сподь – Б-г истинный» (Йирмея 10-10).
Он один истинный, и ничто не истинно как Он. И об этом сказано в Торе:
«Ничего, кроме Него, не существует» (Дварим 4-35). То есть, ничто не
существует по-настоящему, кроме Него.
5. Сущность эта – Г-сподь Вселенной, Владыка Мира. Он управляет сферой
мироздания при помощи беспредельной и беспрерывной силы. Ибо сфера эта
постоянно вращается. И невозможно, чтобы она вращалась сама по себе.
А Он, Благословенный, вращает её без руки и без тела.
6. Знание это – позитивная заповедь. Как сказано: «Я – Б-г, Г-сподь
твой.» (Шмот 20-2). И всякий, кто воображает, что есть ещё другое божество
– нарушает негативную заповедь, как сказано: «Не будет у тебя других
богов предо Мной», а также отвергает основу, так как это главная основа,
на которой всё зиждется.
7. Божество это – одно. Не два и не более. И нет подобного единства
нигде в мире. Единство это не подобно единению множества составляющих,
и не подобно телу, состоящему из множества органов и конечностей. Но
единство это не имеет подобия во Вселенной. И если бы было множество
божеств, у них должны были бы быть тела. Ибо предметы, поддающиеся пересчету,
отличаются друг от друга только телесными атрибутами в пространстве
и изменениями во времени. И если бы Создатель имел тело, то у Него был
бы предел, как и у всякого тела. А всё, что имеет предел, имеет также
предел для своих сил. Вс-сильный же наш, благословенно Имя Его,– сила
Его беспредельна и беспрерывна. Ведь сфера мироздания вращается постоянно,
поэтому сила Его не имеет телесной природы. А так как нет у Него тела
– к Нему не относятся телесные атрибуты в пространстве и изменения во
времени, которые смогли бы отделить Его от других тел. Поэтому Он может
быть только один. Знание это – позитивная заповедь. Как сказано: «Б-г
Вс-сильный наш – Б-г один» (Дварим 6-4).
8. Объяснено в Торе и у пророков, что у Святого, Благословен Он, нет
тела. Как сказано: «Ибо Б-г – Вс-сильный на небесах наверху и на земле
внизу.» (Дварим 4-39). А тело не может быть в двух местах одновременно.
Ещё сказано: «Ибо не видели вы никакого изображения...» (Дварим 4-15).
И ещё сказано: «Кому уподобите Меня и Я сравнюсь» (Йешаяѓу 40-25). А
если бы Он обладал телом – то был бы подобен другим телам.
9. Если так, то о чём написано в Торе: «И у ног Его...» (Шмот 24-10);
«Написаны перстом Вс-сильного...» (Шмот 31-18); «Рука Б-га» (Шмот 9-3);
«Глаза Б-га» (Берешит 38-7); «Уши Б-га» (Бамидбар 11-1) и тому подобное?
Всё это дано в соответствии с пониманием людей, ибо они воспринимают
лишь материальные вещи. Поэтому Тора выражалась языком людей. Это всё
– образные выражения. Как сказано: «Когда заострю Я сверкающий меч мой»
(Дварим 32-42). Разве есть у Него меч? Разве мечем Он убивает? Нет,
это – образное выражение. И доказательство этому: один пророк говорит,
что видел Святого Благословенного в «одеяниях белых как снег» (Даниэль
7-9), а другой пророк видел Его «в одеяниях краснее руды» (Йешаяѓу 63-1).
Сам Моше, учитель наш, видел Его на море как воина во время битвы, а
в Синае – как посланника общины для молитвы, облаченного в талес. Значит,
нет у Него изображения и формы. И всё это – пророческие видения. А истинную
сущность Его разум человека не может постичь и изучить. Об этом сказано
в писании: «Разве исследователь найдёт Б-га? Разве до конца найдёт Вс-сильного?»
(Йов 11-7).
10. Что именно хотел Моше, учитель наш, постичь, когда сказал: «Покажи
мне, прошу, Славу Свою»? (Шмот 33-18) Он хотел знать истинную сущность
Святого Благословенного до такой степени, чтобы он знал в своём сердце,
как знают человека, лицо которого видели раз и очертания которого врезались
в память. И тогда человек этот отделен в сознании от всех других людей.
Так хотел Моше, учитель наш, чтобы сущность Святого Благословенного
была в его сердце отделена от сущностей всего остального – до достижения
полного знания Его истинной сущности. Но ответил ему Благословенный,
что не в силах разум живого человека, состоящего из тела и души, постичь
это до конца. И поведал ему Благословенный то, что ни один человек не
знал ни до него, ни после, чтобы постиг Мойше хоть что-то от Его истинной
сущности. И отделился Святой Благословенный в сознании у него от всего
сущего, как отделяется человек, которого увидели сзади и узнают по очертаниям
тела и по одежде из множества других людей. И на это намекает Писание
и говорит: «И увидишь ты Меня сзади, но лицо Моё не будет увидено» (Шмот
33-23).
11. И так как уже было объяснено, что нет у Него физического тела,
ясно, что нет у Него и телесных свойств. Ни соединения, ни разделения;
ни места, ни измерения; ни вознесения, ни нисхождения; ни права, ни
лева; ни переда, ни зада; ни сидения, ни стояния. И Он не существует
во времени, чтобы у Него было начало и конец или возраст. И Он не меняется,
ибо ничто не может изменить Его. И нет у Него ни смерти, ни жизни, подобной
жизни живого организма; ни глупости, ни мудрости, как у мудреца; ни
сна, ни пробуждения; ни гнева, ни веселья; ни радости, ни печали; ни
молчания, ни речи, подобной человеческой. И так сказали мудрецы: «Нет
наверху ни сидения, ни стояния, ни соединения, ни разделения» (Хагига
15.).
12. И поэтому все эти и им подобные слова, сказанные в Торе и у пророков,–
всё это лишь образные сравнения и аллегории. Как сказано: «Сидящий в
небесах смеётся» (Теѓилим 2-4); «Они гневили меня суетой своей» (Дварим
32-21); «Как радовался Б-г о вас» (Дварим 28-63) и тому подобное. Обо
всём этом сказали мудрецы: «Тора говорила языком людей». А также сказано:
«Меня ли они гневят?» (Йирмея 7-19). Но ведь ещё сказано: «Я – Г-сподь
– не изменился» (Малахи 3-6). А если бы Он иногда сердился, а иногда
радовался,– то Он бы изменялся. Однако все эти качества есть лишь у
низменных тел, которые материальны и тленны. Но Он, Благословенный,
превознесён и возвышен над всем этим.
Глава вторая
Читать
главы:
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Главная страница
| Подписаться на рассылку |
Стать спонсором | Ваши отзывы
|